Бейсбол

Бейсбо́л (англ. baseball, от base — база, основание и ball — мяч) — командная спортивная игра с мячом и битой. В состязаниях участвуют две команды по девять (иногда десять) игроков каждая.
Бейсбол
Бейсбол появился в США в начале XIX века. Считается, что основой игры послужила английская игра «раундерс». Первый официальный матч был проведён в 1820 в Нью-Йорке. В 1845 создан первый профессиональный клуб. Игра широко распространена в США, Канаде, Мексике, Латинской Америке и Карибах, Австралии, Японии, Корее и других странах. На данный момент в бейсбол играют более чем в 120 странах мира. Чемпионат мира по бейсболу проводится с 1938 года среди мужчин и с 2004 года среди женщин. Бейсбол наиболее популярен в США, на Кубе, в Японии, Китае и Южной Корее.
В США, Японии, Чехии и других странах распространён также софтбол — упрощённый вариант бейсбола — игра, которую можно проводить в помещении и на небольших полях.
К родственным бейсболу видам спорта относятся крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и лапта в России.
Бейсбол
На 117-ой сессии МОК в Сингапуре 8 июля 2005 г. бейсбол, равно как и софтбол, был исключен из списка олимпийских видов спорта, как в результате недостаточной популярности в большинстве стран-членов МОК, так и из-за разногласий между МОК и Лигой бейсбола в США, которая отказалась переносить свои соревнования на время проведения Олимпийских игр. В результате на Олимписких играх в Пекине бейсбол был представлен в последний раз. Однако не исключается и возврат к обсуждению данной темы после Олимпийских игр 2012 года.

Правила

В каждой отдельной игре участвуют две команды, которые по очереди играют в нападении и защите.
Цель игры — набрать больше очков/пробежек (англ. run), чем команда противника. Очко засчитывается, когда игрок команды, играющей в нападении, пробегает по очереди все базы (квадратные (30см x 30см) подушечки, прикрепленные к земле), расположенные в углах квадрата со сторонами 90 футов (27,4 метра).
В бейсбол обычно играют белым мячом размером с кулак с красными стежками. В каждой команде играют 9 или 10 игроков. Углы игрового «квадрата» называют против часовой стрелки «дом», 1-я база, 2-я база и 3-я база.
Движения питчера.
Бейсбол
В начале игры одна из команд (обычно домашняя команда) играет в защите. 9 игроков команды, играющей в защите, выходят на поле и стараются не дать другой команде заработать очки. Гостевая команда первой играет в нападении и старается набрать очки. Очки зарабатываются так: начиная с «дома», каждый игрок нападающей команды старается заработать право бежать против часовой стрелки до следующей базы (угла квадрата) и, добежав, дотронуться до базы, продолжая бежать до каждой следующей базы и, наконец, вернуться к «дому», заработав при этом очко.
Бейсбол
Прежде, чем игрок нападающей команды может начать бежать, игрок защищающейся команды, называемый «питчером» (от английского pitch — подача), встаёт в обозначенном месте в середине игрового квадрата. Остальные 8 игроков защищающейся команды также находятся на поле, каждый в своей позиции.
Игрок команды, играющей в нападении, называемый «бьющим», встает рядом с «домом», держа круглую в сечении биту, обычно сделанную из дерева или из алюминия. Бьющий ждёт, когда питчер бросит мяч в сторону «дома». Питчер бросает мяч в сторону «дома», и бьющий старается отбить мяч битой. Если бьющему удалось отбить мяч в поле, он должен бросить биту и начать бежать в сторону 1-й базы. (Существуют и другие способы достичь первой базы).
Когда бьющий начинает бежать, он называется «бегущим». Если бегущий добрался до базы, он объявляется «в безопасности» (safe), иначе судья объявляет «аут» (out). Если игрок объявлен в «ауте» он должен уйти с поля и остаться на скамейке (англ. dugout).
Существует много способов, которыми защищающаяся команда может вывести нападающего игрока в аут. Для простоты далее приведены пять самых популярных способов:
Страйк-аут: бьющий не смог заработать права бежать на первую базу. Питчер успешно предотвратил попытки бьющего ударить по мячу (обычно бьющий 3 раза промахнулся).
Граунд-аут: бьющий отбил мяч в поле, но игрок защиты подобрал мяч и бросил его игроку, стоящему на 1-й базе прежде, чем бьющий успел её коснуться.
Форс-аут: игрок нападений должен был бежать на базу (по правилам), но игрок защиты встал на эту базу с мячом в руке прежде, чем тот успел это сделать. Граунд-аут — один из многих вариантов форс-аута.
Флай-аут: игрок защиты поймал отбитый мяч, прежде, чем мяч коснулся земли.
«Тег-аут» (осаливание): игрок защиты коснулся мячом бегущего команды нападения, когда бегущий был между базами.

Каждая игра разделена на периоды — «иннинги» (inning), в каждом из которых каждая команда играет по разу в нападении и в защите. Каждый раз, когда три игрока команды нападения отправились в аут, команды меняются местами (таким образом, в каждом иннинге шесть аутов — три для каждой команды). Обычно игра состоит из 9 иннингов. В случае равного счета по окончании последнего иннинга назначаются дополнительные иннинги. Бейсбольный матч не может закончится с ничейным счетом, дополнительные иннинги назначаются до определения победителя.

Бейсбольная игра на стадионе Ригли Филд в Чикаго.
Бейсбол
Подача и отбивание мяча
Основой бейсбола является противоборство питчера и бьющего.
Бьющий должен решить, нужно ли ему отбивать поданный питчером мяч или нет. Мяч подается с большой скоростью, и питчер часто старается замаскировать тип подачи и подать мяч так, чтобы его было очень сложно отбить, поэтому на принятия решения отводятся доли секунды. Бьющие изучают привычки питчера, стараясь предугадать тип подачи, зачастую это единственный способ отбить мяч, поданный хорошим питчером. Питчеры изучают сильные и слабые стороны бьющих, стараясь подать именно такие подачи, которые трудно отбить конкретному бьющему.
Каждый выход бьющего к дому состоит из серии подач. Каждую подачу питчер кидает в сторону дома, при этом бьющий должен находиться в зоне для бьющего. Если бьющий махнул битой (бита пересекла переднюю линию дома) и не попал по мячу, ему засчитывается страйк (англ. strike). Если бьющий не махнул битой, то судья стоящий позади кетчера определяет, пролетел ли мяч над домом на высоте от колен до груди бьющего, в так называемой зоне страйка, в этом случае тоже засчитывается страйк. В противном случае засчитывается бол (англ. ball).

Если бьющий попадает по мячу, но при этом мяч не попадает в поле, то засчитывается фаул-бол (при этом все игроки нападения должны вернуться на базы, где они находились до отбивания) (англ. foul ball). Фаул-бол также считается страйком, за исключением случая, когда на счету бьющего уже есть два страйка, в этом случае счёт болов и страйков не изменяется.
Бейсбол
Если бьющий набирает три страйка — это называется страйк-аут — бьющий выбывает из игры. В случае четырёх болов бьющий автоматически занимает первую базу. Такая ситуация называется уок (англ. walk). Бьющий автоматически занимает первую базу также в случае, если подача попала в него.(hit by pitch) В случае, если судья посчитает, что питчер умышленно подает в отбивающего (обычно после нескольких подач в отбивающего подряд), судья может удалить питчера.

Бег между базами

Бьющий, получивший право бежать, называется бегущим. Каждый бегущий находится на одной из баз и старается занять следующую базу. На каждой базе может быть только один игрок нападающей команды. Таким образом максимально 4 игрока нападения могут находиться на поле одновременно — 1 бьющий и по одному на каждой базе. Игрок, касающийся базы, не может быть отправлен в аут. Не может быть отправлен в аут и игрок, который коснулся первой базы и немедленно вернулся на нее Таким образом игроки стараются опередить защиту и добраться до следующей базы. Игроки могут бежать между базами в любой момент. Если мяч коснулся земли после удара бьющего, то игрок нападения должен бежать на следующую базу, если он будет вытеснен другим игроком.

Удар, пролетевший всё поле и вылетевший за его пределы, называется хоум-ран (англ. home run). Такой удар позволяет набрать очки бьющему и всем бегущим.

Игроки на базах могут пытаться бежать на следующую базу в момент подачи — украсть базу, но они рискуют быть захвачеными врасплох питчером, кинувшим мяч игроку своей команды стоящему на базе, или быть поймаными кетчером, бросившим мяч на ту базу, которую пытаются украсть.

Если бьющий отбил мяч, так что его поймали влёт, бегущие должны вернуться на свои базы и снова коснуться их, после чего имеют право бежать на следующую базу, если считают что смогут это сделать по правилам.

Игровое поле

Поле для игры в бейсбол.

Бейсбольное поле занимает по площади приблизительно один гектар (площадка для юниоров на одну треть меньше). Разметка поля основана на базах, которые очерчивают квадрат или «инфилд» (внутренне поле) с основанием в домашней базе (возле которой стоит бьющий для отражения бросков питчера).
Квадрат имеет травяное покрытие, за исключением коридоров между базами, специального возвышения для питчера (питчерской горки) и небольшой зоны за домашней базой для «кетчера» (игрока защиты, принимающего подачи питчера).

Питчерская горка расположена в центре квадрата и приподнята на 45 см (для юниорских соревнований на 25 см) над общим уровнем поля. На вершине горки закрепляется пластина из отбеленной твердой резины, которой питчер должен касаться ногой при исполнении броска в дом бьющему.

Домашняя база или «дом» — это пятиугольник из отбеленной резины, только две его стороны образуют клин. Дом располагается таким образом, чтобы клин показывал на кетчера. Большая сторона прямоугольника обращена к питчеру. первая, вторая и третья базы представляют собой белые квадраты из мягкого материала, обшитые холстом и прикрепленные к земле металлическими колышками.

Границами игрового поля являются белые линии из молотого мела, идущие от дома до первой и третьей баз и дальше до ограждения поля. Эти линии называются линиями «фаул», поскольку территория вне этих линий также называется «фаул». Игровая же территория называется «фер». На стадионах, предназначенных для соревнований среди взрослых команд, длина линий фаул должна быть не меньше 75 м, но может превышать и 100 м (на площадке для юниоров — не менее 50 м). Расстояние до ограждения поля по центру поля должно быть больше чем по линиям фаул.

Часть поля между квадратом и ограждением называется «аутфилдом» (дальнее поле), но квадрат и аутфилд не отделяются специальной разметкой и передвижение между ними не ограничено для игроков защиты. Аутфилд имеет травяное покрытие.

По обе стороны от дома расположены прямоугольные зоны для бьющих (для левшей и правшей). За линиями фаул в пяти метрах от первой и третьей баз находятся прямоугольные зоны для тренеров нападающей команды, в задачу которых входит руководство продвижением игроков атаки по базам. На расстоянии 12 м от дома около скамеек обеих команд расположены круглые зоны для разминики следующего бьющего.

Термины
Аут(Out) — ситуация (или команда судьи), означающая, что игрок нападения в данном периоде (иннинге) выведен из игры.
Аутфилдер(Outfielder) — игрок обороняющейся команды, патрулирующий внешнее поле: правый полевой, центральный и левый игроки.
Ампайр — судья, в бейсболе 4 судьи, по одному на каждой «базе» и один на «доме».
Бант(Bunt) — короткий удар, после которого мяч откатывается примерно на метр от «базы».
Бок(Balk) — команда судьи, означающая ошибку питчера. В этом случае игроки нападения, находящиеся в данный момент на базах, получают право беспрепятственно передвинуться на следующую базу.
Бол(Ball) — мяч, поданный питчером вне зоны удара и не пораженный битой отбивающего. После четырех болов питчера в одной серии отбивающий занимает первую базу. После каждой подачи судья объявляет количество болов и страйков. Если поданный мяч сперва ударится о землю, а затем пролетит через зону страйка, подача все равно считается болом.
Бэттер (batter) — игрок нападения с битой становится у «дома» (с левой или с правой стороны - как ему удобнее) с битой, прямехонько перед кетчером.
Граунд-аут(Ground-out) — бэттер выбывает в аут после того как защитники доставляют мяч на первую базу до того как он смог до нее добежать.
Дабл(Double) — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до второй базы.
Дабл плей (Double play) — розыгрыш, в процессе которого оборона заработала два аута. Например, в ситуации, когда игрок нападения находился на первой базе, бьющий отбил мяч так, что защита доставила мяч на вторую базу, а затем на первую, до того как бегущий и бьющий смогли их достичь, заработав таким образом два аута.
вынужденный двойной аут(Force double play) — игра, в которой оба аута происходят в результате вынужденной игры.
обратный вынужденный двойной аут (Reverse force double play) — игра, в которой первый аут вынужденный, а второй производится осаливанием бегуна или базы.
Иннинг(Inning) — период бейсбольного матча, во время которой команды по разу играют в защите и нападении. Как правило, матч состоит из 9 иннингов.
Инсайд-Парк Хоум-Ран (Inside-the-park home run) — удар при котором мяч не покинул территорию игрового поля, но бьющий успел пробежать все базы и вернуться в дом, заработав очко.
Инфилд-флай(Infild fly) — мяч, отбитый высоко в воз-дух в пределах фэйр-территории и который ловится любым игроком, находящимся в пределах инфилда, без особых усилий при занятых первой и второй, или первой, второй и третьей базах в ситуации менее двух аутов.
Кетчер (кэтчер) — игрок, находящийся за домом, принимающий мяч поданный питчером.
Осаливание(Tag) — база считается осаленной, если игрок, владеющий мячом, коснулся ее какой-то частью тела. Игрок считается осаленным, если противник тронул его рукой с ловушкой и мячом или же свободной рукой. Если защитник успел осалить базу или игрока, а затем выронил мяч, осаливание засчитывается. Осаленный игрок нападения выбывает в аут. При осаливании базы тот игрок, который не успел добраться до нее раньше соперника, выбывает в аут.
Питчер(Pitcher) — игрок защищающейся команды, подающий мяч.
Присужденная встреча — встреча, законченная со счетом 9:0 по решению судьи в наказание команде, грубо нарушившей правила.
Ран (Run) — очко, заработанное игроком нападения.
Раннер(Runner) — игрок нападения находящийся на базе (поскольку у него уже нет биты, он перестает называться бэттером).
Сингл — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до первой базы.
Страйк(Strike) — ошибка, фиксируется арбитром в некоторых определенных случаях. например, если мяч, коснувшись биты, попадает прямо в ловушку кетчера. Страйк, однако, не засчитывается, если кетчер не зафиксирует мяч или поймает его с отскока от земли.
Сэйв(Save) — игровая ситуация, возникающая, когда бегущий достиг базы раньше мяча и захватил ее. Судья обозначает эту ситуацию разведенными в стороны руками.
Тайм(Time) — команда судьи, по которой игра немедленно останавливается и возобновляется только после команды «плэй» (игра).
Трипл — удар, в результате которого бэттер сумел добежать до третьей базы.
Флайбол(Fly ball) — мяч, отбитый высоко над игровым полем и пойманный игроками защиты до того, как он коснется земли. В этом случае отбивающий выбывает из игры, а атакующие вправе начать перебежки только тогда, когда защитник коснется мяча ловушкой.
Фол(Faul) — удар, после которого мяч выходит за боковую линию. Считается как страйк, если у питчера меньше 2-х страйков.
Форс плэй(Force play) — вынужденная игра, когда игрок нападения обязан бежать на следующую базу.
Хит(Hit) — удар, при котором отбивающий достиг 1й, 2й или 3й базы. Если этой удачной пробежке предшествовала ошибка игроков обороны (неточный бросок на базу, потеря мяча на приёме) — то обороне записывается ошибка (страйк).
Шорт-стоп — игрок, находящийся между 2-й и 3-й базой.
Хит(Hit) — любой точный удар по мячу, позволяющий бэттеру добежать до базы.
Хоум ран(Home run) — удар, при котором мяч пролетает все поле и вылетает за его пределы.

Упоминание
Стивен Кинг в своем произведении «Девочка, которая любила Тома Гордона» описывает значения слов «питчер», «бэттер» и «страйк» так:

Питчер - игрок обороняющейся команды, который должен вбрасывать мяч. По правилам, игрок, заменненый по ходу матча, больше на поле не выходит. Обычно игроки проводят матч без замен. Исключения составляют питчеры, нагрузка на которых так велика, что они физически не могут провести весь матч на высоком уровне. В профессиональной бейсбольной команде несколько питчеров. Начинается матч самый сильный, а на последние иннинги выходит самый опытный, умный и хитрый.

Бэттер — игрок из команды нападения, отбивающий с помощью биты броски питчера в пределах боковых границ площадки. Бэттер занимает свое место и не должен покидать его после того как питчер встал в позицию броска. Покидая отведенную ему зону, он рискует тем, что будет объявлен страйк и в него попадут мячом. Бэттер должен так отбить мяч, чтобы дать возможность себе уже в качестве раннера и другим игрокам команды быстрее перебежать от базы к базе и достичь «дома». Бэттер становится раннером и имеет право на занятие первой базы когда- а) мяч после питча (броска питчера), который Бэттер не собирается отбивать, касается его (если он не находится в страйк-зоне и не пытается уклониться от мяча); б) в действия бэттера вмешивается кэтчер или любой другой полевой игрок; в) игровой мяч на игровой территории до соприкосновения с игроками касается арбитра. После трех промахов бэттеров ко¬манды меняются ролями. Дуэль питчера и бэттера - стержень бейсбольного матча. Пробежка бэттера по всем трем базам с возвратом в «дом» после того, как ему удалось выбить мяч настолько далеко, что ему удается вернуться в «дом», прежде чем полевой игрок успевает поймать мяч и осалить его. Бэттер получает право перейти на первую базу после четвертого бола питчера.

Страйк - пропущенный бэттером бросок. Пропуск засчитывается, если бэттер промахивается по правильно поданному питчером мячу (мяч должен пролететь в зоне страйка: пространство над «домом» на высоте между уровнем подмышек и колен бэттера). Три страйка бэттера засчитываются как аут, и он выходит из игры.

Комментарии 11

↑ Наверх